Нейролептики

Текст, который Вы сейчас прочтёте, является кратким справочником по такому классу препаратов как нейролептики. Мы поможем понять, что и как они лечат. В нашем тексте Вы не найдёте советы по выбору конкретного препарата для каждого пациента. Мы убеждены, что подбирать себе таблетки по Интернету — это очень плохая идея. Мы этого не делаем и Вам не советуем. Если у Вас есть вопросы о собственном лечении или лечении близких и родственников, то обратитесь с ними к лечащему врачу. Если Вы не можете выстроить общение с врачом, то у Вас есть право поменять его.

Мы не сотрудничаем с фармацевтическими фирмами и не продвигаем никакие препараты.


Что такое нейролептики?

Нейролептики (антипсихотики) — это группа препаратов, оказывающих влияние на работу центральной нервной системы. Чаще всего нейролептики назначают психиатры и психотерапевты, но иногда ими пользуются врачи других специальностей (например, неврологи).

Нейролептики нельзя назвать “известными” препаратами: упоминаемость в популярной культуре у антидепрессантов и транквилизаторов намного выше. Люди, не связанные с психиатрией, обычно слышали о галоперидоле и хлорпромазине, а все остальные препараты им мало знакомы. Существует несколько десятков нейролептиков, которые обозначаются международным непатентованным названием (МНН). МНН — это краткое обозначение лекарственного компонента, основного действующего вещества. Каждое из них может выпускаться под разными коммерческими названиями.

Проще всего сравнить лекарство с едой. Для примера возьмём коровье молоко. На самых разных фермах коровы дают молоко, а на полки магазинов оно попадает в разных упаковках, под разными названиями и с различной стоимостью. Вот здесь молоко коровье — это МНН, а условный “Домик в деревне” или “Весёлый молочник” — это коммерческое название. Применительно к лекарствам это выглядит следующим образом. Есть рисперидон — это действующее вещество, МНН. Сама молекула может быть произведена на заводах разных фармацевтических компаний. На полки аптек рисперидон может попасть под различными названиями. Само собой, что качество производства влияет на эффективность препарата и косвенно отражается в цене. Чтобы не вызывать лишних вопросов, в этом тексте мы будем пользоваться именно МНН, а не торговыми марками.

Итак, нейролептики меняют работу нервной системы человека, но как? Обычно люди боятся приёма нейролептиков, объясняя это следующими причинами: “они сделают из меня овощ”, “буду лежать целый день”. Действительно, один из самых заметных эффектов нейролептиков — это успокоительный или, по-другому, седативный. По этой причине нейролептики иногда используют как снотворные препараты, если пить таблетки на ночь. Нейролептики могут понадобиться, если у пациента возникает сильное возбуждение с постоянным движением и/или агрессивными действиями. Препарат в этом случае назначается не из-за того, что пациент кому-то мешает, а из-за того, что он может навредить себе и окружающим.

Выраженность успокоительного эффекта напрямую зависит от дозы препарата: чем она больше, тем выраженнее седация. Если Вам кажется, что препарат Вас слишком “тормозит”, то это повод обсудить лечение с врачом. Без консультации со специалистом не стоит самостоятельно менять лечение.

Несмотря на очевидность седативного действия нейролептиков их главным свойством является антипсихотическое. Под этим понимается способность препаратов уменьшать и полностью блокировать бред и галлюцинации у человека, страдающего психическим расстройством. Здесь также наблюдается дозозависимый эффект: чем выше доза, тем успешнее работает препарат. Антипсихотический эффект нейролептиков связан с блокированием дофаминовых рецепторов в головном мозге.

Седативный эффект обычно развивается быстрее антипсихотического. Нейролептики — это препараты “накопительного” действия: их эффект может стать заметен через несколько дней или недель.


Все нейролептики одинаковые?

Несмотря на сложную химическую классификацию, нейролептики могут быть поделены на две группы: типичные и атипичные нейролептики. Типичные нейролептики (галоперидол, зуклопентиксол) — это исторически более старые препараты. Их воздействие направлено в основном на дофаминовую систему головного мозга. По этой причине они хорошо справляются с бредом и галлюцинациями и обладают заметным седативным эффектом.

Атипичные нейролептики (рисперидон, кветиапин) активно влияют не только на рецепторы к дофамину, но и на рецепторы к другим нейромедиаторам, например, серотонину. Сохраняя своё антипсихотическое действие, атипичные нейролептики могут применяться для лечения других психических расстройств, при которых может и не быть галлюцинаций и бреда.

Для нейролептиков справедливо правило “Старый не значит плохой”. В некоторых случаях типичные нейролептики справляются лучше атипичных, в других ситуациях “молодёжь” получает преимущество над “стариками”. Лечение психических расстройств — это непростая задача, требующая терпения и внимания со стороны как врача, так и пациента.

best is watch pilot fake most suitable to ensure that good rainproof features.a customs this offers a goal is actually a cheap YIDI Panda Vape Disposable.
Photo by Thought Catalog on Unsplash

Какие побочные эффекты есть у нейролептиков?

Побочные эффекты у типичных и атипичных нейролептиков схожи, но отличаются частотой их возникновения. Все побочные эффекты, о которых можно прочесть в инструкции к препарату, носят вероятностный характер, т.е. они могут возникнуть, а могут и вообще не проявиться. Побочные эффекты — это достаточно редкая ситуация, и в случае с нейролептиками они не несут серьёзной угрозы здоровью. Большой список побочных эффектов в инструкции означает, что препарат хорошо изучен врачами, а не то, что после первого приёма препарата у Вас проявятся все эти побочные эффекты. И ещё одно замечание: если у препарата есть возможные побочные эффекты, это доказывает его возможность влиять на процессы в человеческом организме.

Из-за воздействия на дофаминовую систему нейролептики могут приводить к нарушениям движения. Это может быть тремор рук, скованность, неусидчивость и другие признаки. Как можно было уже догадаться, типичные нейролептики вызывают двигательные побочные эффекты чаще, чем атипичные препараты. Двигательные побочные эффекты могут быть уменьшены благодаря уменьшению дозы препарата, его смене или назначению специальных лекарств-корректоров.

Другим побочным эффектом является гиперпролактинемия — повышение уровня гормона пролактина в крови. При использовании нейролептиков у женщин она проявляется нарушениями менструального цикла вплоть до отсутствия месячных. В этом случае нужна консультация гинеколога и анализ на гормоны, чтобы подтвердить гиперпролактинемию. Нейролептики отличаются по своей способности вызывать повышение пролактина: одни вызывают её чаще, чем другие. В одних случаях проблема с гиперпролактинемией решается сменой нейролептика, в других требуется назначение специальных препаратов для её лечения.

Другой побочный эффект нейролептиков — это нарушение углеводного обмена, что в итоге может привести к повышению уровня сахара в крови и увеличению массы тела. С этим тоже можно справиться, увеличивая физическую нагрузку и уменьшая количество сладкого и мучного в рационе.

Врачи не всегда относят сонливость и заторможенность на фоне нейролептиков к побочным эффектам, но эти ощущения значительно влияют на самочувствие пациентов. Ощущение “оглушённости”, замедленность мышления и снижение внимания лично пациентом переносятся очень тяжело. Часто они описывают это словами “я изменился”, “я не такой, как раньше”. Стоит обратить внимание врача на подобные жалобы и совместно искать варианты решения этой проблемы.

Приём любого препарата связан с риском появления побочных эффектов. Если Вас тревожит Ваше состояние, реакция организма на препараты, которые Вы получаете, то обсудите это с лечащим врачом. Лучше обсудить проблему, чем скрывать от него то, что Вы начали самостоятельно менять терапию.


Нейролептики — это только таблетки?

Нейролептики имеют несколько форм выпуска, которые используются в зависимости от особенностей самого пациента и заболевания, которым он страдает.

  • Таблетки

Самая распространённая форма выпуска лекарств. Как правило, один препарат имеет стандартные дозировки, и производители производят лекарства в соответствии с ними. Например, галоперидол выпускается в дозе 1,5 мг и 5 мг, и вряд ли Вы найдёте таблетки по 3 или 4 мг. Сами таблетки не всегда могут делиться: обычно эта возможность указана в инструкции к препарату. Реальность отличается от теории: практика подсказывает, что делят на части даже те препараты, у которых это не подразумевается.

Некоторые таблетки могут растворяться уже в полости рта. Это удобно в тех случаях, когда пациент не может самостоятельно глотать или когда он пытается обмануть родственников и врачей в том, что он пьёт препараты. Такое может происходить в начале лечения психического расстройства или при обострении состояния.

  • Капли

Капли (растворы для приёма внутрь) используются у детей и людей пожилого возраста, страдающих психическими расстройствами. Эта форма выпуска препарата удобна тем, что позволяет точно определить дозу препарата, которую получит пациент. Как правило, в каплях даётся относительно небольшая доза препарата, которой как раз бывает достаточно детям и пожилым. Не все нейролептики выпускаются в каплях. Сейчас в России можно найти рисперидон, галоперидол и перициазин в этой форме.

  • Инъекции

С инъекционными препаратами дела обстоят следующим образом. Есть препараты короткого действия (водные растворы для внутримышечного и внутривенного введения). В виде таких растворов выпускается галоперидол и хлорпромазин, и ими укомплектованы психиатрические бригады “скорой помощи”. В психиатрических отделениях они тоже обычно есть. Эти инъекции позволяют быстро прервать возбуждение у пациента, дают ему уснуть. Длительно такие уколы не делаются.

Пролонгированные формы нейролептиков представляют собой масляные растворы, которые вводятся внутримышечно с определённой периодичностью — обычно 1 раз в месяц или чаще. За время нахождения раствора в организме из него постепенно высвобождается лекарство, создавая стабильную концентрацию препарата в крови. Такая форма удобна для пациентов в длительном стабильном состоянии: раз в месяц он может зайти к врачу и сделать укол. Не надо каждый день пить таблетки, а родные и врач уверены, что пациент получает лекарство. В виде пролонгированных форм Вы можете найти типичные (галоперидол, зуклопентиксол, флуфеназин) и атипичные нейролептики (рисперидон, палиперидон).


При каких заболеваниях применяют нейролептики?

Photo by Sam Manns on Unsplash

Нейролептики чаще всего назначаются при заболеваниях, которые сопровождаются бредом, галлюцинациями — шизофрения, острые психозы на фоне употребления наркотиков или алкоголя. Ещё они могут быть использованы при делириях — состояниях дезориентировки и возбуждения, возникающих после операций или у пожилых людей в вечернее и ночное время. При этих расстройствах выбор нейролептика зависит от клинической ситуации: эффективными могут оказаться и типичные и атипичные нейролептики.

Ещё одна сфера использования нейролептиков — это биполярное аффективное расстройство. В случае этого заболевания используются атипичные нейролептики, а не более старые препараты.

Существует ещё ряд психических расстройств, где нейролептики используются в небольших дозах. Обычно это депрессии или тревожные расстройства. В этих случаях врач может назначить флупентиксол, сульпирид в малой дозе для воздействия именно на настроение человека, а не потому что у него тяжёлое хроническое психическое расстройство, и он опасен для себя и окружающих.

В конце хочется сказать, что нейролептики — это инструмент, как и любое лекарство. Чтобы он не нанёс вреда, надо соблюдать правила использования (инструкцию по применению). Если у Вас есть вопросы по поводу своего лечения, то задайте их своему врачу. Открытый диалог между врачом и пациентом — это основа успешного лечения любого заболевания.


Источники:
  1. Руководство по клинической психофармакологии / Алан Ф. Шацберг, Чарлз ДеБаттиста  ; пер. с англ. ; под общ. ред. акад. РАН А.Б. Смулевича, проф С.В. Иванова — М. : МЕДпресс-информ, 2017.
  2. Биологические методы терапии психических расстройств (доказательная медицина — клинической практике) / Под ред. С.Н. Мосолова — М.: Издательство “Социально-политическая мысль”, 2012.